Зеленоглазый блондин с аккуратной бородой Игорь Тихоненко смотрит в камеру и произносит: "Я принял его слова за призыв к действию". Он перефразировал сенсационные показания бывшего директора ФБР Джеймса Коми, связанные с президентом Дональдом Трампом. Белорус Тихоненко ведёт прямое вещание на русском языке в день допроса Коми для аудитории в России и соседних с нею государств. Вскоре после этого его российский коллега Роман Мамонов общается с корреспондентом, находящимся в одном из баров Вашингтона, который открылся в ранние часы, чтобы одержимые политикой клиенты могли выпивать, наблюдая за ходом слушания. Канал транслировал все слушание целиком (трансляция велась и в Facebook) в переводе на русский язык.

Так выглядит американское государственное телевидение, которое вещает из студии позади Капитолийского холма. Тихоненко и Мамонов – это новые лица телеканала Current Time ("Настоящее время"), американского ответа пропагандистскому кремлёвскому каналу Russia Today (RT). Совет управляющих по вопросам вещания (BBG), который следит за работой "Голоса Америки" и радио "Свободная Европа"/радио "Свобода", открыл 24-часовой телеканал на русском языке с целью противостоять популярности российских вещательных компаний RT и Sputnik. Зрителей у Current Time среди россиян не может быть много – телеканал скромно начал вещание в октябре, а в России он доступен лишь в интернете или через спутниковую сеть. В списке телеканалов российских провайдеров кабельного ТВ Current Time отсутствует.

Появление Current Time свидетельствует о частичном возвращении образа мышления времён холодной войны: впервые с распада СССР вещание на русском языке стало приоритетом для американцев в информационном противостоянии. За присоединением Крыма Россией в 2014 году и событиями на Украине последовали пропагандистские кампании Кремля, цель которых – завуалировать или оправдать это вмешательство, поэтому Америкой была активизирована деятельность "Голоса Америки" и радио "Свободная Европа"/радио "Свобода". Помимо новостей Current Time транслирует документальные фильмы независимых режиссёров, в которых рассказывается о жизни россиян. Две компании также создали организацию Polygraph, проверяющую официальные заявления России на достоверность данных. Сейчас материалы Polygraph доступны только на английском языке, но организаторы надеются, что им удастся найти средства для создания материалов на русском и других языках.

Что считает Трамп по этому поводу — неизвестно. Администрация заявила, что обдумывает решение заменить исполняющего директора BBG Джона Лэнсинга на союзника президента. У Лэнсинга не было шанса рассказать высокопоставленным чиновникам Белого дома о новой инициативе. Но лидеры Конгресса её, видимо, одобрили. В BBG потратят на развитие Current Time в этот финансовый год 22 миллиона долларов: идея об информационной войне крайне популярна среди политиков. Тихоненко сказал, что "мы намерены восполнить нехватку" настоящей информации и новостей, которую создала Россия. Американцы сказали: только не уподобляйтесь российской пропаганде.

Искусно выполненная российская англоязычная версия RT, в работе которой принимают участие американские и западноевропейские ведущие и гости, временами могла бы сойти за нероссийский телеканал, если бы не содержание программ (многие из которых в 2016 году были направлены против Хиллари Клинтон и в поддержку Трампа). Сеть вещания – лишь часть того, что специалисты американского стратегического исследовательского центра RAND Corporation называют российским "пожарным шлангом лжи". Людям даже не нужно доверять российским пропагандистским организациям, чтобы эта масштабная стратегия работала.

Телеканал Current Time может обрести зрителей в странах наподобие Украины. Там, как и в странах Балтии, Польше, Чешской Республике, Турции, Грузии и Молдавии, канал доступен через сеть кабельного ТВ. Эти рынки и Россию BBG изучает, чтобы определить размер аудитории. В мае число просмотров видео Current Time в интернете достигло 40 миллионов.

Телеканал Current Time может послужить примером для телевещания на других территориях: многие конгрессмены и официальные лица желают вещать на Северную Корею. Однако даже в более открытой России каналу Current Time сложно будет собрать большую аудиторию (в основном, через интернет-вещание). Советские времена, когда государственные радиостанции Запада за неделю могли охватить до 25 процентов населения страны, закончились. У людей появилось больше способов получать информацию о Западе, среди которых и социальные сети. К тому же, согласно американским законам, сотрудники телеканала Current Time обязаны предоставлять объективный журналистский обзор тем, касающихся американской политики и ценностей. Многие российские зрители вряд ли встретят это с энтузиазмом. Но в эру RT и Sputnik Вашингтон надеется заинтересовать хотя бы некоторых из них.

Источник перевод для MixedNews — Антон Комаров